АВТОРСКИМ ГОЛОСОМ
Главная Наши
авторы
Фонотека
бардов
Фонотека
классиков
Библиотека Спецпроекты
На сайте опубликовано:
Стихов: 1447
Песен: 2433
Прозы: 165
Всего: 4053
Авторов: 491


Счётчик статистики

Яндекс.Метрика
Олеша Юрий
Олеша Юрий     Юрий Карлович Олеша родился 19 февраля (3 марта) 1899 г. в Елисаветграде (ныне город Кропивницкий, Украина). Его семья происходила из древнего рода польских дворян. Отец, акцизный чиновник, до появления сына владел большим имением, но продал его за крупную сумму. От вырученных денег через несколько лет не осталось и следа: отец и дядя Юрия были азартными игроками в карты. Когда Юрию исполнилось три года, семья переехала в Одессу. Воспитанием мальчика занималась бабушка, учила его арифметике и русскому языку, помимо родного польского. Когда Юрию исполнилось 11 лет, он поступил в одесскую Ришельевскую гимназию, считавшуюся одной из лучших в городе. Литература в этот период интересовала Олешу куда меньше, чем футбол – новый для того времени вид спорта, который быстро стал популярен среди гимназистов. Олеша играл за сборную гимназии в финале Олимпийских игр Одесского учебного округа. Однако из-за слабого сердца врачи вскоре запретили ему играть в футбол.
    Первые стихи Юрий написал в старших классах. В 1915 г. одесская газета «Южный вестник» опубликовала его произведение «Кларимонда».
    Окончил гимназию в 1917 году. Поступил на юридический факультет Новороссийского университета. Вскоре стал членом литературного кружка «Зелёная лампа». Его посещали и сёстры Суок, дочери австрийского эмигранта. Юрий влюбился в младшую из них, Серафиму, она ответила ему взаимностью. В 1918 г. было опубликовано прозаическое произведение Олеши «Рассказ об одном поцелуе». В 1920 г. в Одессе окончательно установилась советская власть. Тогда же в городе появился литературный клуб «Коллектив поэтов». В него вступили Ю. Олеша, И. Бабель, И. Ильф, В. Катаев, Э. Багрицкий. Руководителя у клуба не было. Участники собирались сначала в кафе, затем в квартире, читали стихи и поэмы, устраивали тематические вечера. Олеша, Багрицкий и Катаев работали в южном отделении Российского телеграфного агентства – ЮгРОСТА, составляли тексты к плакатам, писали агитационные стихи. Возглавлял агентство поэт-акмеист Владимир Нарбут. Писатели подружились, но через год Нарбута направили заведовать Украинским отделением в Харьков. В 1921 году Катаев и Олеша с Серафимой Суок переехали вслед за Нарбутом. Тем временем родителям Юрия разрешили выехать в Польшу. Они звали сына с собой, но тот отказался. С Серафимой Суок он к тому времени расстался, и она вскоре вышла замуж за Нарбута. В 1922 г. друзья предложили Юрию переехать в Москву. Там он устроился в газету «Гудок». Сначала отправлял письма от имени газеты, вёл другую документацию, но однажды начальник отдела доверил ему написать фельетон по письму рабочего корреспондента. Текст понравился редактору, и фельетоны Олеши стали печатать под псевдонимом Зубило. Темы автор брал из писем, которые приходили в редакцию: в них жаловались на бюрократов, расхитителей, нарушителей советских порядков. Пока их публиковали без изменений, рубрика считалась самой скучной в газете. Но когда её заменили на фельетоны Олеши, тираж «Гудка» вырос: теперь его читали не только железнодорожники. «Булгаков и я потонули в сиянии славы Зубилы», – вспоминал Катаев. Руководство газеты часто отправляло самых популярных авторов на «гастроли» по крупным железнодорожным узлам. Билеты на выступления Зубило раскупали мгновенно. Олеша предлагал одной половине зала выкрикивать любые слова, какие придут в голову. Вторая половина подбирала к ним рифмы. Секретарь записывал все пары слов, затем конферансье объявлял: «А сейчас товарищ Зубило на глазах у всех сочинит из этих слов поэму!» И Олеша быстро составлял стихотворение, в котором использовал все названные слова в таком же порядке.
    В 1924 г. Олеша познакомился с 13-летней дочерью поставщика чая, которая жила напротив его дома; писатель часто видел, как она сидит на подоконнике с книгой. Девочка рассказала, что любит сказки Андерсена, и Олеша пообещал создать для неё историю лучше, чем у датчанина. Началась работа над романом-сказкой «Три толстяка». В печать «Три толстяка» попали не сразу: издателям казалось неуместным писать о революции в сказочной форме. Сначала в 1927 г. вышел роман Олеши «Зависть». Его похвалил Горький, талант Олеши отметили Ходасевич и Набоков. После этого, в 1928 г., вышло первое издание «Трёх толстяков». В 1930 сказку поставили на сцене МХАТа и Ленинградского БДТ им. Горького. По мотивам «Трёх толстяков» в 1950-х годах поставили балет, а в 1966 на экраны вышел одноимённый фильм режиссёра Алексея Баталова.
    5 ноября 1930 г. в «Литературной газете» появилась заметка, где говорилось: «Рабочие завода «Красный пролетарий» взяли шефство над группой писателей, чтобы приблизить их творчество непосредственно к цеху». К этой «группе писателей» принадлежал и Олеша, которого призывали «слиться с массой», писать просто и прямолинейно. От такого творчества он отказался и написал в дневнике, что литература для него кончилась. В 1934 г. на I съезде советских писателей Олеша сказал: «Я мог поехать на стройку, жить на заводе среди рабочих, описать их в очерке, даже в романе, но это не было моей темой, не было темой, которая шла от моей кровеносной системы, от моего дыхания. Я не был в этой теме настоящим художником. Я бы лгал, выдумывал; у меня не было бы того, что называется вдохновением. Мне трудно понять тип рабочего, тип героя-революционера. Я им не могу быть».
    После этого книги Олеши больше не публиковали.
    Великую Отечественную войну Олеша пережил в эвакуации в Ашхабаде.
    Даже когда в 50-х годах запрет на печать его произведений сняли, он писал мало. В последние годы жизни его часто можно было видеть в Доме литераторов, но не выступающим в залах, а в ресторане со стаканом водки. Денег у него не было, но литераторы почитали за честь угостить Олешу, осознавая его талант. Пристрастие к спиртному подорвало здоровье Олеши. Он скончался в Москве 10 мая 1960 г. от сердечного приступа. Похоронен на Новодевичьем кладбище (1 уч. 1 ряд). В 1965 г. вышел сборник «Ни дня без строчки», в который вошли заметки из дневников, архивов, записных книжек писателя. Существенно дополненное издание дневников Олеши увидело свет в 1999 г. под названием «Книга прощания».

Проза


Редактор сайта - Николай Франц franikol@mail.ru
Материалы сайта предоставлены авторами (или их представителями) либо найдены в свободном доступе Интернета.